Музыка сопровождала человека всегда, еще со времен каменного века. Мелодии, как и устное творчество, передавались от человека к человеку и заучивались на память. Но со временем перед человеком встала необходимость как-то записывать мелодии. Способы записи музыки менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, были различны у разных народов, и прошло много времени, прежде чем люди пришли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.
Фото: Монах Гвидо (XI в.)разработал способ записи нот на нотном стане, состоящем из четырех горизонтальных параллельных линий
Самые первые системы записи музыки — музыкальной нотации — появились в глубокой древности. Например, в Месопотамии музыку умели записывать уже четыре тысячи лет назад. Делалось это при помощи рисунков. К древнейшим способам относится и слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся в Древнем Вавилоне. До недавнего времени считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в 6 веке до н.э. Однако итальянские историки выяснили, что аналогичная система существовала в Древнем Египте уже в середине IV тысячелетия до н.э. Для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них — Солнце, Луна, Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени.
Параллельно с этим нотная грамота зарождалась и на территории современной Сирии. С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив недавно исследования записей, обнаруженных в 50-х годах ХХ века в древнем городе Угарите на северо-западе Сирии. Сирийским археологам удалось тогда найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине II тысячелетия до н.э. Так что сделанную в Угарите находку можно смело считать первой записью музыкального произведения в истории человечества. Это, конечно, были не привычные для нас ноты, а другие, более примитивные значки, с помощью которых можно было как-то воспроизвести мелодию. Но в любом случае, первые ноты как способ записать мелодию можно приблизительно датировать 3500 годом до н.э. Кстати, само слово «нота» переводится с латинского как «знак» или «заметка».
Дальнейшее развитие способов записи музыки связано с буквенным обозначением звуков. Зародилась эта система в Древней Греции и со временем распространилась и на мусульманский Восток. Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. Но и буквенное обозначение проблемы не решало — способ не позволял указать точную высоту звука, хотя до сих пор можно встретить обозначение звука «до» латинской буквой «с», звука «ре» — буквой «d» и т.д.
В Европе мелодии песен передавались устным образом вплоть до VI века н.э. — все ранее изобретенные способы записи музыки были забыты. В VI веке европейцы вспомнили греческую систему и слегка усовершенствовали ее, начав применять так называемые нёвмы (в буквальном значении «знак, намек» — от греческого слова «дуновение», «дыхание»). Эти знаки определяли общее направление развития мелодии. Невмы как форма нотации были приняты Папой римским Григорием Великим.
Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное. Подразумевалось, что детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета — желтого и красного), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках. Они состояли из условных обозначений в виде графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Невмы проставлялись над текстом песнопений и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точного соотношения звуков ни по высоте, ни по длительности, невмы, наглядно изображая мелодическую линию, помогали певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений, т.е. напоминали своим начертанием о направлении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наизусть и передавали от одного поколения к другому.
Невмы применялись при записи старинных католических богослужебных песнопений — григорианских хоралов. Такое общее название было произведено от имени Папы римского Григория I Великого (ок. 540-604). Именно он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопений. Во время его понтификата (590-604) этот репертуар был утвержден в качестве официального музыкального материала Западной церкви. Он господствовал в музыке на протяжении нескольких столетий, то есть все то время, которое в искусстве принято определять как эпоху романского стиля. Свод григорианских хоралов огромен. Термин «григорианский хорал» условный, поскольку под ним подразумеваются также песнопения, написанные гораздо позже, чем жил Григорий I, и которые, строго говоря, не являются григорианскими. Папа Пий X в своем Motu proprio (от 22 ноября 1903) констатировал: «Произведение тем более литургично, чем более соответствует по духу структуре григорианского пения». Считается, что именно Григорий I и «изобрел» невмы.
Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в унисон, григорианские хоралы написаны на молитвенные тексты на латинском языке. Они настолько сложны, что ранние невменные записи григорианского хорала невозможно расшифровать.
Позднее — приблизительно с IX века — в недрах невменного письма постепенно зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и относительную точность высоты звуков буквенной записи. Однако невмы все равно были несовершенны, т.к. если исполнитель не знал мелодии изначально, понять ее из этих «нот» он не мог.
Подлинный переворот в системе записи музыки произвел монах из Тосканы Гвидо д\’Ареццо (ок. 992 — ок. 1050). Он был выдающимся музыкантом своего времени — ученым и педагогом, обучал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. Он оставил обширный труд, посвященный своим разработкам, в котором, помимо новой нотации, вполне профессионально — с нашей современной точки зрения — рассуждал о ладах. Например, он писал следующее: «Опытные музыканты при помощи упражнений, слушая, узнают особенности или, если можно так выразиться, характерные физиономии ладов… И разнообразие ладов прилаживается к разным требованиям духа: одному нравятся скачки III лада, другому — ласковость VI лада, третьему — болтливость VII лада, четвертый высказывается за прелесть VIII лада. Неудивительно, что слух находит удовольствие в разных звуках, так же как зрение — в разных красках».
Гвидо разработал способ записи нот на нотном стане, состоящем из четырех горизонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из них, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков по тонам и полутонам. Впоследствии невмы, разместившись на линейках и между ними, превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков и полностью закрашивались. Четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латинского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизменяться и в конце концов превратились в условные графические знаки, которые назвали ключами, определяющими высоту расположенных на нотном стане нот. Записанная таким способом, нотная запись стала более наглядной — словно рисунок, изображающий движение мелодии, ее «изгибы». Новая нотация, созданная Гвидо д\’Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Четырехлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.
Суть нотной записи Гвидо определил так: почти все мелодии (начиная с григорианского хорала вплоть до современных песен) имеют ключевую ноту, вокруг которой группируются остальные звуки. Простейшим способом записать мелодию было провести линию, которая фиксировала бы эту ключевую ноту, и сделать отметки над этой линией и под ней, чтобы указать повышение и понижение мелодии. Так возникло т.н. хоральное письмо.
Разговоры о новом способе записи нот как слухи о некоем чуде дошли до Папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам, как утверждает предание, спел по изобретенной записи неизвестную ему мелодию.
Гвидо оставил след в истории не только как изобретатель четырехлинейного нотного стана, но и как изобретатель названий для нот. За названия первых шести нот он взял первые слоги строк гимна святому апостолу Иоанну Ut queant laxis, который был написан в виде «кантус планус» (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом, жившим во второй половине VIII века. Святой Иоанн считался покровителем церковного пения. Гимн пелся в восходящей октаве: «УТ квэнт лаксис/ РЕзонаре фибрис/ МИра исторум/ ФАмули туорум/ СОЛвэ поллути/ ЛЯбии реатум/ Санктэ Иоаннэс». Перевести это можно так: «Дай нам чистый и сильный голос (дай нам чистые уста), чтобы мы могли петь о чудесах, которые ты сделал, святой Иоанн!»
Если послушать гимн, то становится заметно, как мелодия каждой строки текста начинается на один тон выше предыдущей. С легкой руки монаха-педагога начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Пока без «си». Ноту «ут» впоследствии заменили на «до» из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Считается, что сделал это итальянец Дж. Дони (около 1540), который то ли назвал ее в честь себя, толи в честь Господа (Dominus). (По другой версии это сделал итальянский теоретик Бонончини (1642-1678))
Поначалу седьмая нота «си» не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему получила свое название по первым буквам имени «Святой Иоанн» из последней строчки гимна. Это нововведение — дело рук Х. Вальранта (около 1574).
Любопытно, что в США и Венгрии нота «си» переименована в «ти», чтобы не было названий нот, начинающихся с одной согласной, а также, чтобы не путать ее с нотой C (произносится как «си») латинской нотации, где она обозначает ноту «до». Произошло это потому, что в некоторых странах больше распространена латинская система обозначения нот, где ноты от «до» до «си» по принципу древних греков до сих пор обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (последняя читается как «ха»). Считается, что эта система более логична, так как просто обозначает ноты первыми восемью буквами латинского алфавита, но только началом отсчета в данном варианте является не «до» (C), а «ля» (A), будучи эталонным звуком в современной музыке, т.к. «ля» первой октавы соответствует частоте колебаний воздуха 440 герц, на эту частоту настроен стандартный камертон. Обратите внимание, что ноту «си» обозначает буква не B, а H. Это связано исторически с использованием фригийского ля-минора в песнопениях, поэтому буквой B обозначают си-бемоль.
Кстати, с обозначением нот латинскими буквами связаны и внешние виды ключей. Ключ условно обозначает размещение одной из нот, чтобы относительно нее отсчитывать потом расположение всех остальных нот. Например, скрипичный ключ, самый распространенный и узнаваемый даже людьми, далекими от музыки, помещает ноту «соль» первой октавы на вторую снизу строчку нотного стана. Его вид — это как раз и есть видоизмененное изображение рукописной буквы G. А скрипичным он называется потому, что в нем удобно располагаются ноты, соответствующие объему скрипки. Кроме скрипичного так же повсеместно употребляется ключ «фа» (басовый) своим видом обязанный букве F, также встречаются и другие ключи, например, ключ «до» (альтовый) изображенный в виде буквы C. Встречаются иногда и другие ключи «соль», например, старофранцузский (использовался во Франции в XVII-XVIII веках в период барокко в музыке для скрипки и флейты, помещал «соль» первой октавы на последнюю строку нотного стана), ключ «фа» (басопрофундовый), баритоновый ключ. Партии определенных инструментов пишутся в ключах «до» (альтовом, теноровом и других). Но все это возникло уже гораздо позже. Только к XIX веку самыми употребительными остались скрипичный и басовый ключи.
Очень любопытен метод, которым Гвидо преподавал своим ученикам. Для наглядности он использовал левую руку, в буквальном смысле слова на пальцах указывая требуемую высоту звука. Каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому, работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь. С помощью этих оригинальных новшеств, введенных Гвидо, певческая подготовка монахов сократилась с десяти до двух лет. Ученики смогли легко «читать» мелодию с листа. Термин «Гвидонова рука» используется до сих пор. Кстати, профессор Уильям Март показывает технику преподавания высоты звуков по руке даже в наше время.
Единственным недостатком нового метода оставалось невозможность передать ритм мелодии и длительность звуков. Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII — начале XIII века, когда была изобретена т.н. мензуральная нотация. Мензуральная нотация — это система музыкальных звуков, которая, в отличие от хоральной, позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. Произошло это благодаря тому, что головки невм стали не только черными, но и белыми, не заштрихованными. Значительные изменения происходили и в графическом написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные головки округлились, появились нотные штили — вертикальные палочки к овальным знакам, «сидящих» на нотах, а также «хвостики» на штилях. В этот же период к нотному стану была добавлена пятая линия. По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединенных общей начальной чертой или фигурной скобкой — акколадой. Мензуральная нотация, просуществовавшая до XVI века, в итоге составила основу современной нотации.
Постоянно с помощью разного вида написания нот и пауз совершенствовалась и система передачи точной ритмической структуры мелодии. Мелодия стала делиться на такты — группы нот и пауз, соответствующих одинаковому числу метрических единиц. Вошло в практику ставить черту перед каждым сильным, то есть первым, ударом в такой группе. Она стала называться тактовой чертой. Были установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три равные доли. Например, максима (самая длинная) включала в себя три ноты длительности лонга (длинная). Начиная с XVI века деление стало двукратным.
Что касается пяти линеек на нотном стане, то на этом эксперименты не закончились. Система впоследствии дорабатывалась, например, около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней. Известен случай, когда нотный стан увеличился аж до восемнадцати линеек! Привычный для нас пятилинейный нотный стан окончательно сложился лишь к концу XVII века. Но даже на пятилинейном стане используются добавочные линейки, расширяющие нотный стан вверх или вниз. Дополнительные линейки рисуются только на такую длину, какая требуется для написания нот, на них находящихся.
Более длительным и трудным был путь утверждения современного пятилинейного нотного стана в инструментальной музыке. До конца XVII века для записи инструментальных произведений применялись особые системы письма — табулатуры (от латинского «табула» — «доска»). Это были наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений высоты звука и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. В этих схемах отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной стране, специфика того музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались также по условным обозначениям: буквам, цифрам, ритмическим знакам и их комбинациям. Табулатуры были как безлинейные, так и линейные. В линейных количество линий соответствовало числу струн музыкального инструмента или полифонических голосов в мелодии. К началу XVIII века табулатуры были все-таки заменены более простым и удобным способом записи с помощью нот.
Сейчас табулатуры тоже существуют, например, для передачи аккордов на гитаре (или других струнных инструментов), когда вместо длинного пятилинецйного нотного стана мы видим короткие шестилинейные фрагменты с точками, соответствующие тем ладам, на которых нужно прижать струны. Использованием табулатуры может быстро овладеть любой человек, даже не владеющий нотной грамотой.
Кроме нот в музыкальном тексте можно заметить, что в нем не мало слов, написанных латинскими буквами. Они стоят в самом начале произведения над нотной строчкой, нередко появляются в других частях под той или иной музыкальной фразой. Это итальянские термины, обозначающие темп, громкость звука и т.д. Поскольку Италия всегда играла важнейшую роль в развитии музыкального искусства, итальянский уже к XVIII веке стал международным языком музыкантов, и целый ряд слов превратился в термины, понятные профессионалу без перевода. В русских нотных изданиях некоторые наиболее известные термины могут писаться кириллицей, «адажио» («медленно») или «аллегро» («быстро»). Итальянские слова, указывающие на степень громкости, пишутся сокращенно, и эти сокращения уже давно воспринимаются музыкантами как знаки-символы, подобные нотам. Так, от слова forte («громко») в нотах осталась только буква «f», от piano («тихо») — «р» и т.п. А вот композиторы, жившие до середины XVIII века, избегали указывать оттенки и даже темп, целиком полагаясь на художественный вкус исполнителя. Начиная же со второй половины XVIII века число словесных указаний росло, и сейчас принято уточнять все детали.
Сегодня пятилинейный нотный стан принят во всем мире, и хотя эта система записи не является объективно самой удобной, но это пока самый оптимальный вариант и лучшего еще никто не придумал. Правда, в ХХ веке появились новые нотные знаки, которые по разным причинам не прижились, — кластеры, белые и черные, применяющиеся для фортепианной музыки. Они представляют собой вертикальные прямоугольники разной высоты, снабженные штилем, и означают, что все белые (или черные, или все подряд) клавиши в указанном диапазоне берутся одновременно. Чаще всего ладонью. Этакий постмодернизм в музыке…
Кроме латинских букв, невм и позднее нот, существовали и другие способы записи музыки. Например, в России вплоть до XVIII века существовало так называемое крюковое или знаменное письмо. Возникло оно в XI — начале XII века. Эта система нотной записи была похожа на невмы, но гораздо сложнее, и точно также не учитывало ни высоту, ни длительность звука. Русский крюки похожи чем-то на грузинский алфавит — такие же «червячки» и закорючки, а также точки и «запятые». Происхождение свое этот вид идеографической (т.е. «рисуночной») безлинейной нотации ведет от древневизантийской (т.н. куаленской) невменной нотации. «Знаменным» он был назван от старославянского слова «знамя», что означало «знак». Название «крюковое» он получил по названию одного из основных его знаков — «крюка» (греческое слово «кремасти»). Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного распева — основного древнерусского церковного пения. По такой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.
Даже когда во времена Петра I в России появился пятилинейный нотный стан, очень долгое время параллельно существовали две системы и по крюковому письму пелись божественные литургии — вплоть до конца XVIII века.
Когда система записи нот достигла своего совершенства, многие композиторы начали шутить или «проверять алгеброй гармонию». Возникли т.н. листовёртни и двоевзоры, т.е. музыкальные произведения, которые можно играть по нотам слева направо и справа налево или не обращать внимания на то, где у нотной страницы верх, а где низ. Такими шутками славились, в основном, Моцарт и Бах. Хотя, кто знает, может, для них это было серьезным делом, а вовсе не шуткой. В любом случае, появился анекдот: студент музыкального училища жалуется своему сокурснику, что не успевает в срок выполнить домашнее задание — сочинить вальс. Тот советует: «А ты возьми вальс нашего преподавателя и перепиши задом наперед». Студент отвечает: «Пробовал, получился вальс Штрауса». Герой анекдота, видимо, не знал, что в 1792 году, через год после смерти Моцарта, увидело свет руководство по сочинению вальсов, якобы найденное в его бумагах. В предисловии сообщалось, что «любой желающий может сочинить сколько угодно немецких вальсов, вовсе не зная музыки». Технология такова: нужно взять два игральных кубика, регулярно их бросать, и в соответствии с выпавшим количеством очков переписывать в заданной последовательности отрывки нот из руководства. И хотя сомнения в том, что именно Моцарт сочинил это руководство, были и остаются, за таким способом сочинения музыки устойчиво закрепилось название «система Моцарта», а инструкция по составлению вальсов с изменениями и дополнениями переиздается до сих пор.
Композиторы все продолжают придумывать ноты-головоломки, произведения- перевертыши. Например, можно заменить высокие ноты низкими, написать две соседние строки зеркально симметричными по отношению одна к другой, повторив звуки в обратной последовательности. Последний прием получил даже специальное название — «ракоход». Сочинением подобной, «математически» написанной музыки увлекался, например, Бах. Одно из произведений он даже назвал «Крабий канон», а вершиной замысловатости считается его «Музыкальное приношение». В архиве Моцарта найдены записи музыкальных опытов с перестановками звуков. Самой популярной стала «Застольная мелодия для двоих». По замыслу композитора лист с нотами кладут на стол между двумя музыкантами, и они играют, глядя на него с двух сторон. Известно и произведение немецкого композитора Мошелеса «Путь мира», внешний вид записи которого и мелодия не меняются при повороте листа на 180 градусов. Центр листа становится центром симметрии для графической записи нот и музыки. До этой точки мелодия звучит в прямом направлении, а затем возвращается назад, к первой ноте.
Имеет ли смысл сочинять такую музыку — каждый решает сам. Однозначно одно: не будь изобретен пятилинейный нотный стан, вряд ли это было бы возможным…
Источник: http://echo.az/article.php?aid=3719